Об аттестации педагогическим работникам. Форма заявления.
Аттестация педагогических работников - это изучение и оценка их профессионального уровня, деловых и личностных качеств, итогов педагогической деятельности по формированию знаний, умений, навыков, интеллектуального, морального, творческого и физического развития учащихся при реализации содержания образовательных программ дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, специального, дополнительного образования детей и молодежи, программ воспитания, осуществления учено-методического обеспечения.
Основными принципами аттестации педагогических работников являются: коллегиальность, системность, целостность экспертных оценок, обеспечивающих объективное, корректное, доброжелательное отношение к аттестуемым работникам.
Аттестация проводится:
на присвоение квалификационной категории (по инициативе педагогического работника);
на подтверждение квалификационной категории (обязательная аттестация по инициативе руководителя организации системы образования).
Сроки подачи заявления на аттестацию до 31 марта текущего учебного года.
форма заявления на аттестацию СМ.
Обязательные условия допуска педагогического работника к аттестации на присвоение квалификационной категории являются:
- соответствие полученного образования квалификационным требованиям;
- наличие стажа работы на присвоение второй и первой квалификационных категорий – 2 года, высшей – 3 года со дня присвоения предыдущей категории. В стаж работы не учитывается период нахождения педагогического работника в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста 3 лет.
Лица, которые получили диплом о высшем образовании с отличием, диплом магистра или диплом исследователя, допускаются к аттестации на присвоение второй квалификационной категории при наличии стажа 1 год.
Педагогические работники, которые приняты с должности профессорско-преподавательского состава и имеют стаж работы в этой должности не менее двух лет, допускаются к аттестации на присвоение второй квалификационной категории без учета стажа работы в должности, по которой они проходят аттестацию.
Педагогические работники, которые приняты с должности профессорско-преподавательского состава и имеют стаж работы в этой должности не менее четырёх лет, допускаются к аттестации на присвоение первой квалификационной категории без учета стажа работы в должности, по которой они проходят аттестацию.
Лица, которым присвоена учёная степень и (или) учёное звание, допускаются к аттестации на присвоение первой квалификационной категории при наличии стажа работы 1 год, а высшей квалификационной категории – 1 год со дня присвоения первой квалификационной категории. При этом претендовать на присвоение первой квалификационной категории они могут без присвоения второй.
- освоение содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов в сроки, предусмотренные законодательством.
Преференции в аттестации:
При прохождении аттестации на присвоение квалификационной категории имеют право претендовать независимо от стажа работы на присвоение той же квалификационной категории, которая была присвоена ранее, следующие педагогические работники:
- учителя-дефектологи, методисты, педагоги-организаторы, педагоги социальные, педагоги-психологи, воспитатели, аккомпаниаторы, концертмейстеры, мастера производственного обучения учреждения образования, если им присвоена соответствующая квалификационная категория в должностях учителя или преподавателя;
- воспитатели, методисты, если им присвоена соответствующая квалификационная категория в должности мастера производственного обучения учреждения образования;
- воспитатели-методисты, методисты, воспитатели, если им присвоена соответствующая квалификационная категория в должностях учителя или преподавателя, учителя-дефектолога, воспитателя дошкольного образования, педагога социального, педагога-психолога, педагога-организатора, педагога дополнительного образования, мастера производственного обучения учреждения образования;
- воспитатели дошкольного образования, если им присвоена соответствующая квалификационная категория в должностях учителя или преподавателя, учителя-дефектолога, воспитателя, методиста, воспитателя-методиста, педагога социального, педагога-психолога, педагога-организатора;
- педагоги-психологи, педагоги социальные, педагоги-организаторы, если им присвоена соответствующая квалификационная категория в должностях воспитателя дошкольного образования, воспитателя;
- музыкальные руководители, если им присвоена соответствующая квалификационная категория в должностях учителя или преподавателя, воспитателя дошкольного образования, аккомпаниатора, культорганизатора, концертмейстера, педагога дополнительного образования;
- педагоги дополнительного образования, если им присвоена соответствующая квалификационная категория в должностях учителя или преподавателя, воспитателя, воспитателя дошкольного образования, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания, мастера производственного обучения учреждения образования, культорганизатора, методиста, аккомпаниатора, педагога-организатора;
- руководители физического воспитания, если им присвоена соответствующая квалификационная категория в должностях учителя или преподавателя, воспитателя дошкольного образования, педагога дополнительного образования, педагога-организатора;
- учителя-дефектологи, педагоги социальные, педагоги-организаторы, если им присвоена соответствующая квалификационная категория в должности методиста;
- педагоги социальные, если им присвоена соответствующая квалификационная категория в должности педагога-психолога, педагога-организатора, педагога дополнительного образования.
При прохождении аттестации в случаях, предусмотренных частью первой данного пункта, педагогические работники, которые претендуют на присвоение высшей квалификационной категории, квалификационный экзамен не сдают.
Процедура проведения квалификационного экзамена при проведении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории
На основании направлений, поступивших от организаций системы образования, отделов (управлений) образования местных исполнительных и распорядительных органов, в соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования и Методическими рекомендациями о порядке проведения квалификационного экзамена ГУО «Академия последипломного образования» организует квалификационные экзамены при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории для групп претендентов в количестве 10-12 человек в соответствии с примерным календарным графиком.
Прибытие участников на квалификационный экзамен осуществляется на основании официального письма-приглашения, которое высылается в учреждения образования.
Претендент на высшую квалификационную категорию, приглашенный для сдачи квалификационного экзамена, должен иметь при себе иметь: паспорт, описание опыта педагогической деятельности на бумажном и электронном носителях, свидетельство о прохождении последнего повышения квалификации, сертификат пользователя информационных технологий (при наличии) и другие материалы, подтверждающие результативность педагогической деятельности.
Содержание заданий определяется программами квалификационного экзамена по направлениям педагогической деятельности.
Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории проводится в течение двух дней и состоит из двух этапов.
Первый этап направлен на оценку уровня научно-теоретической и методической подготовки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к специалистам высшей категории и, как правило, проводится в письменной форме. На выполнение заданий первого этапа квалификационного экзамена отводится два академических часа.
Оценка первого этапа квалификационного экзамена осуществляется в баллах за правильно решенные задачи, выполненные тесты, раскрытие вопросов и вносится в экзаменационную ведомость.
Максимально возможное количество баллов за первый этап – 32, из них:
инвариантный блок – тест (10 вопросов) на определение общепрофессиональной педагогической компетентности – 10 баллов;
вариативный блок – тесты, вопросы, задания на знания по основным нормативным правовым актам, регламентирующим организацию образовательного процесса по реализации конкретных образовательных программ, теории и содержанию преподаваемого предмета или реализуемого направления педагогической деятельности, современных технологий, методов, приемов, средств обучения и воспитания, социально-педагогической поддержки и психологической помощи – 22 балла.
Соответственно, педагогический работник имеет возможность получить 32 балла за первый этап квалификационного экзамена.
Второй этап квалификационного экзамена направлен на оценку уровня профессионально-практической компетентности педагогического работника. Экзаменуемому предлагается конкретное задание по проектированию фрагмента педагогической деятельности (урока, занятия и т.д.) на основе предварительно представленного комиссии собственного профессионального опыта.
Члены квалификационной комиссии оценивают представленный опыт педагогической деятельности в соответствии с критериями, представленными в Методических рекомендациях о порядке проведения квалификационного экзамена. Максимально возможный балл при оценке опыта педагогической деятельности – 16.
Претендент на высшую квалификационную категорию в устной форме (10-15 минутном докладе) представляет спроектированный по заданию экзаменационной комиссии фрагмент педагогической деятельности, раскрывает специфику применения представленного опыта в конкретной образовательной ситуации (эпизоде образовательного процесса) и т.д.
Модель (фрагмент) образовательной деятельности (занятия), который убедительно доказывает свободное владение автором содержанием представленного опыта в различных педагогических ситуациях и подтверждает результативность, эффективность опыта оценивается в 16 баллов.
Таким образом, максимально возможный результат за оба этапа квалификационного экзамена составляет 64 балла.
Экзамен считается успешно сданным при результирующей сумме не менее 48 баллов, что составляет 75% от максимально возможного количества баллов.
Максимально возможные баллы при оценивании отдельных этапов квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории представлены в таблице.
Об аттестации педагогическим работникам. Форма заявления.
Аттестация педагогических работников - это изучение и оценка их профессионального уровня, деловых и личностных качеств, итогов педагогической деятельности по формированию знаний, умений, навыков, интеллектуального, морального, творческого и физического развития учащихся при реализации содержания образовательных программ дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, специального, дополнительного образования детей и молодежи, программ воспитания, осуществления учено-методического обеспечения.
Основными принципами аттестации педагогических работников являются: коллегиальность, системность, целостность экспертных оценок, обеспечивающих объективное, корректное, доброжелательное отношение к аттестуемым работникам.
Аттестация проводится:
на присвоение квалификационной категории (по инициативе педагогического работника);
на подтверждение квалификационной категории (обязательная аттестация по инициативе руководителя организации системы образования).
Сроки подачи заявления на аттестацию до 31 марта текущего учебного года.
форма заявления на аттестацию СМ.
Обязательные условия допуска педагогического работника к аттестации на присвоение квалификационной категории являются:
- соответствие полученного образования квалификационным требованиям;
- наличие стажа работы на присвоение второй и первой квалификационных категорий – 2 года, высшей – 3 года со дня присвоения предыдущей категории. В стаж работы не учитывается период нахождения педагогического работника в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста 3 лет.
Лица, которые получили диплом о высшем образовании с отличием, диплом магистра или диплом исследователя, допускаются к аттестации на присвоение второй квалификационной категории при наличии стажа 1 год.
Педагогические работники, которые приняты с должности профессорско-преподавательского состава и имеют стаж работы в этой должности не менее двух лет, допускаются к аттестации на присвоение второй квалификационной категории без учета стажа работы в должности, по которой они проходят аттестацию.
Педагогические работники, которые приняты с должности профессорско-преподавательского состава и имеют стаж работы в этой должности не менее четырёх лет, допускаются к аттестации на присвоение первой квалификационной категории без учета стажа работы в должности, по которой они проходят аттестацию.
Лица, которым присвоена учёная степень и (или) учёное звание, допускаются к аттестации на присвоение первой квалификационной категории при наличии стажа работы 1 год, а высшей квалификационной категории – 1 год со дня присвоения первой квалификационной категории. При этом претендовать на присвоение первой квалификационной категории они могут без присвоения второй.
- освоение содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов в сроки, предусмотренные законодательством.
Преференции в аттестации:
При прохождении аттестации на присвоение квалификационной категории имеют право претендовать независимо от стажа работы на присвоение той же квалификационной категории, которая была присвоена ранее, следующие педагогические работники:
- учителя-дефектологи, методисты, педагоги-организаторы, педагоги социальные, педагоги-психологи, воспитатели, аккомпаниаторы, концертмейстеры, мастера производственного обучения учреждения образования, если им присвоена соответствующая квалификационная категория в должностях учителя или преподавателя;
- воспитатели, методисты, если им присвоена соответствующая квалификационная категория в должности мастера производственного обучения учреждения образования;
- воспитатели-методисты, методисты, воспитатели, если им присвоена соответствующая квалификационная категория в должностях учителя или преподавателя, учителя-дефектолога, воспитателя дошкольного образования, педагога социального, педагога-психолога, педагога-организатора, педагога дополнительного образования, мастера производственного обучения учреждения образования;
- воспитатели дошкольного образования, если им присвоена соответствующая квалификационная категория в должностях учителя или преподавателя, учителя-дефектолога, воспитателя, методиста, воспитателя-методиста, педагога социального, педагога-психолога, педагога-организатора;
- педагоги-психологи, педагоги социальные, педагоги-организаторы, если им присвоена соответствующая квалификационная категория в должностях воспитателя дошкольного образования, воспитателя;
- музыкальные руководители, если им присвоена соответствующая квалификационная категория в должностях учителя или преподавателя, воспитателя дошкольного образования, аккомпаниатора, культорганизатора, концертмейстера, педагога дополнительного образования;
- педагоги дополнительного образования, если им присвоена соответствующая квалификационная категория в должностях учителя или преподавателя, воспитателя, воспитателя дошкольного образования, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания, мастера производственного обучения учреждения образования, культорганизатора, методиста, аккомпаниатора, педагога-организатора;
- руководители физического воспитания, если им присвоена соответствующая квалификационная категория в должностях учителя или преподавателя, воспитателя дошкольного образования, педагога дополнительного образования, педагога-организатора;
- учителя-дефектологи, педагоги социальные, педагоги-организаторы, если им присвоена соответствующая квалификационная категория в должности методиста;
- педагоги социальные, если им присвоена соответствующая квалификационная категория в должности педагога-психолога, педагога-организатора, педагога дополнительного образования.
При прохождении аттестации в случаях, предусмотренных частью первой данного пункта, педагогические работники, которые претендуют на присвоение высшей квалификационной категории, квалификационный экзамен не сдают.
Процедура проведения квалификационного экзамена при проведении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории
На основании направлений, поступивших от организаций системы образования, отделов (управлений) образования местных исполнительных и распорядительных органов, в соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования и Методическими рекомендациями о порядке проведения квалификационного экзамена ГУО «Академия последипломного образования» организует квалификационные экзамены при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории для групп претендентов в количестве 10-12 человек в соответствии с примерным календарным графиком.
Прибытие участников на квалификационный экзамен осуществляется на основании официального письма-приглашения, которое высылается в учреждения образования.
Претендент на высшую квалификационную категорию, приглашенный для сдачи квалификационного экзамена, должен иметь при себе иметь: паспорт, описание опыта педагогической деятельности на бумажном и электронном носителях, свидетельство о прохождении последнего повышения квалификации, сертификат пользователя информационных технологий (при наличии) и другие материалы, подтверждающие результативность педагогической деятельности.
Содержание заданий определяется программами квалификационного экзамена по направлениям педагогической деятельности.
Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории проводится в течение двух дней и состоит из двух этапов.
Первый этап направлен на оценку уровня научно-теоретической и методической подготовки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к специалистам высшей категории и, как правило, проводится в письменной форме. На выполнение заданий первого этапа квалификационного экзамена отводится два академических часа.
Оценка первого этапа квалификационного экзамена осуществляется в баллах за правильно решенные задачи, выполненные тесты, раскрытие вопросов и вносится в экзаменационную ведомость.
Максимально возможное количество баллов за первый этап – 32, из них:
инвариантный блок – тест (10 вопросов) на определение общепрофессиональной педагогической компетентности – 10 баллов;
вариативный блок – тесты, вопросы, задания на знания по основным нормативным правовым актам, регламентирующим организацию образовательного процесса по реализации конкретных образовательных программ, теории и содержанию преподаваемого предмета или реализуемого направления педагогической деятельности, современных технологий, методов, приемов, средств обучения и воспитания, социально-педагогической поддержки и психологической помощи – 22 балла.
Соответственно, педагогический работник имеет возможность получить 32 балла за первый этап квалификационного экзамена.
Второй этап квалификационного экзамена направлен на оценку уровня профессионально-практической компетентности педагогического работника. Экзаменуемому предлагается конкретное задание по проектированию фрагмента педагогической деятельности (урока, занятия и т.д.) на основе предварительно представленного комиссии собственного профессионального опыта.
Члены квалификационной комиссии оценивают представленный опыт педагогической деятельности в соответствии с критериями, представленными в Методических рекомендациях о порядке проведения квалификационного экзамена. Максимально возможный балл при оценке опыта педагогической деятельности – 16.
Претендент на высшую квалификационную категорию в устной форме (10-15 минутном докладе) представляет спроектированный по заданию экзаменационной комиссии фрагмент педагогической деятельности, раскрывает специфику применения представленного опыта в конкретной образовательной ситуации (эпизоде образовательного процесса) и т.д.
Модель (фрагмент) образовательной деятельности (занятия), который убедительно доказывает свободное владение автором содержанием представленного опыта в различных педагогических ситуациях и подтверждает результативность, эффективность опыта оценивается в 16 баллов.
Таким образом, максимально возможный результат за оба этапа квалификационного экзамена составляет 64 балла.
Экзамен считается успешно сданным при результирующей сумме не менее 48 баллов, что составляет 75% от максимально возможного количества баллов.
Максимально возможные баллы при оценивании отдельных этапов квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории представлены в таблице.