Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Как слушать с ребенком классическую музыку?

Дата: 5 ноября 2020 в 10:43

«Как слушать с ребёнком классическую музыку»

        С раннего детства ребенка окружает музыка. Это и колыбельные, которые напевает мама, и музыка из различных радио и телепередач. Но задумывались ли мы, что слушают наши малыши? Конечно это детские песенки, но  чаще всего эстрадные песни из репертуара взрослых. В развитии музыкальных способностей и музыкального вкуса большую роль играют классические музыкальные произведения.

         Чтоб привить малышам интерес к классической музыке и желание слушать ее, способность находить в этом радость, сопереживать выраженному настроению, требуется от взрослого не только мастерство и знания, но и внимание, уважения, особого доверия и любви к детям.

    Доверяйте ребенку! Он воспринимает классическую музыку по-своему. Не навязывайте малышам ваше толкование той или иной пьесы. Музыка - самый субъективный вид искусства. Ведь и мы, взрослые, воспринимаем одну и ту же пьесу по - разному. Давайте предоставим такое право и детям. Да, ребенок очень мал, но практика доказала - он слышит, слушает и хочет слушать.

     Знакомьте детей с лучшими произведениями русской и западной классики различных стилей и эпох; используйте лучше высокохудожественные миниатюры, а не фрагменты произведений. Предоставьте возможность услышать их в исполнении выдающихся музыкантов на фортепиано, флейте, клавесине, арфе, а также в исполнении ансамбля скрипачей, камерного и симфонического оркестров, оркестра народных инструментов, хора!

Памятка «Как слушать музыку с ребёнком»

 Как долго? Внимание ребенка 3-4 лет к непрерывно звучащей музыке устойчиво в течение 1-2,5 минут, а с небольшими перерывами в звучании между пьесами - в течение 5-7 минут. Слушание может быть более или менее продолжительным в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Надо иметь в виду, что дети слушают музыку каждый раз по-разному: с большим или меньшим желанием и пониманием. Это зависит от ряда причин. Очень важно, как дети провели этот день, каково их настроение, душевное или физическое состояние.

    Как? Заранее приготовьте музыкальный центр и кассету (диск, другой носитель). Найдите на кассете (диске, другом носителе) пьесу, которую вы будите слушать. Определите силу звука. Музыка не должна звучать громко! Источник звука должен быть рядом перед детьми. Предупредите членов семьи, чтоб было тихо и чтоб в комнату во время звучания музыки не входили.

     Пригласите ребенка слушать музыку, можно позвать также и кого-то из членов семьи. И дети, и взрослые слушают музыку сидя. Взрослые должны быть заинтересованными, внимательными, доброжелательными. Их настроение тут же передается детям. Безразличные, скучающие, недовольные или строгие лица взрослых не создают доверительной и спокойной обстановки, необходимой при слушании музыки.

 После прослушивания написанных специально для малышей песен и инструментальных изобразительных пьес («Дождик», «Машина», «Зайка» и т. п.) с детьми желательно поговорить о музыке. Но вести такие же беседы о классической музыке не рекомендуется. Следует только разумно поддержать отдельные высказывания малышей.

     Когда? Выберите удобное для ребенка и взрослого время в течение дня (когда ребенок не увлечен игрой, не возбужден приходом кого-либо в дом, хорошо себя чувствует). Лучше всего после завтрака или дневного сна.

Произведения, рекомендуемые для слушания дома с детьми:

Вольфганг Амадей Моцарт:

  - Менуэт соль мажор (фортепиано)

  - Рондо ре мажор (фортепиано)

  - Аллегро фа мажор (фортепиано)

  - Андантино до мажор (фортепиано)

Жан Филипп Рамо:

   - Пьеса "Курица" (клавесин)

Сергей Сергеевич Прокофьев

   - Песенка №4 ре мажор (фортепиано)

  - Марш фа мажор (фортепиано)

  - Гавот (оркестр)

 Милий Балакирев:

  - Полька (арфы)

 Пётр Ильич Чайковский:

  - Марш из балета «Щелкунчик» (оркестр)

 - Танец маленьких лебедей (оркестровое исполнении)

 Иоганн Себастьян Бах:

 -Маленькая прелюдия ре мажор (клавесин)

 - Маленькая прелюдия № 3 ре минор (клавесин)

 - Инвенция № 3 ре мажор. Инвенция № 2 (фортепиано)

Дмитрий Дмитриевич Шостакович:

- Вальс - шутка (флейта и фортепиано)

 Генри Пёрселл

 - Соната ре мажор, 1 -я часть (труба, орган)

 Жан Батист Люлли

 - Гавот

 Георгий Васильевич Свиридов

 - Музыкальный момент. Весна, из иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» (фортепиано)

   Стимулирующее действие музыки модно использовать для развития моторно-двигательных способностей ребенка. Уже на первом году жизни малыша полезно проводить с ним, так называемые игры-пляски. Взрослый, напевая простую негромкую мелодию плясовой, ритмично сводит и разводит в стороны руки малыша, плавно двигает его ножками. Это доставляет ребенку большое удовольствие. Семья должна помочь детям полюбить и понять хорошую музыку.

   Уже с младенческих лет ребенка нужно приобщать к музыкальной культуре. Надо наряду с различными видами детской деятельности отводить время знакомству с музыкой и песней.

     К сожалению многие из родителей считают, что забота о музыкальном воспитании правомерно по отношению одаренных детей, проявляющих самостоятельное влечение к музыке, а если ребенок не испытывает интереса к ней, то и приобщать его к музыке совсем не обязательно. Каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет. Каждый здоровый, нормальный ребенок всегда эмоционально реагирует на нее. К тому же главным является не само по себе обучение музыке, а воздействие музыкой на общее развитие и духовный мир ребенка.

              

Мультфильмы, сказки, фильмы пользуются у детей особым спросом.

  Детские музыкальные игрушки и музыкальные инструменты – великолепные спутники в жизни малыша, его музыкальном развитии. Ребенок тянется ко всему тому, что издает звук – к погремушке, свистульке, детскому пианино и т. д.

     Но прививая любовь ребенка к музыке родителям нужно знать об особенностях детского слуха и голоса, чтобы оберегать их. Резкие, громкие звуки отрицательно влияют на слух, снижая его остроту и чувствительность. Отсюда становится очевидным насколько вредна для ребенка обстановка шума, стука, крика. Детский голосовой аппарат очень хрупкий.

    Музыка, помимо своего эстетического значения, способна оказать благотворное влияние на здоровье ребенка. Но нельзя терзать детский слух различными несвойственными детскому возрасту резкими звуковыми эффектами. Органу слуха нужна тренировка. Такой тренировке и воспитанию могут немало способствовать музыкальные игрушки.

    В возрасте от года до 3-х лет детям полезны поющий волчок или органчик, механически воспроизводящие несложные музыкальные мелодии. Другие музыкальные игрушки в руках таких малышей, еще не обладающих ни развитым музыкальным слухом, ни необходимыми навыками, обычно превращаются лишь в источник шума. А шум утомителен и вреден не только для взрослых,  но и в не меньшей степени (если не в большей!) и для детей.

  Ребенок в возрасте 4-5 лет способен самостоятельно извлекать певучие созвучия и простейшие мелодии из детских музыкальных инструментов – труб, детских пианино и другие. Но мало купить ему такую игрушку. Надо терпеливо и не раз и не два показать ребенку, как ею пользоваться и проследить, усвоил ли он ваши уроки.

    Установлено, что из всех компонентов музыки ребенок раннего возраста улавливает главным образом ритм. И это не случайно. Ведь чувство ритма имеет свои биологические корни. Ритмично большинство функций человеческого организма: биение сердца, дыхание, ходьба.

    Став старше, дети начинают реагировать на мелодию, а позднее и на тембровое звучание разных музыкальных инструментов.

    Музыка создает настроение на работу мышц и внутренних органов. Вот почему физкультурой приятнее и легче заниматься под музыку.

    Стимулирующее действие музыки модно использовать для развития моторно-двигательных способностей ребенка. Уже на первом году жизни малыша полезно проводить с ним так называемые игры-пляски. Взрослый, напевая простую негромкую мелодию плясовой, ритмично сводит и разводит в стороны руки малыша, плавно двигает его ножками. Это доставляет ребенку большое удовольствие.

    Постепенно с возрастом движения ребенка в играх-плясках усложняются, становятся самостоятельными, естественно перерастают в обучение танцам. А танец также способствует физическому развитию, улучшает осанку.

    Музыка и игры-пляски вызывают у ребенка желание петь. Сначала он начинает подпевать «ля-ля-ля» или «тра-та-та», потом запоминает и воспроизводит несложные куплеты и наконец, в возрасте 2-3 лет – простые песенки.

     Будет очень хорошо, если вы привьете ребенку любовь к музыке и пению. А для этого необходим пример взрослого – пойте вместе с ним. Это будут очень приятные минуты, усиливающие доверие, понимание и дружбу между вами.

    Чудесное свойство ритма – дисциплинирование нервов, тренировка гортани и легких – ставит пение рядом с физической культурой. И то и другое нужно ребенку ежедневно и не в меньшей степени, чем пища.

    Любовь ребенка к музыке и систематические занятия, как правило, способствуют общему развитию ребенка и тем самым повышают его успеваемость по другим предметам.

Памятка для родителей

1. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о  необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше.

«Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красиво снаружи!, оно все равно развалится на куски от сильного  ветра и землетрясения», — считают педагоги.

Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка, будет невосполнимо.

 2.Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть, или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далеким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

 3. Отсутствие какой - либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение нежелаемого тормоза.

4. Не «приклеивайте» вашему ребенку «ярлык» немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.

 Итак, постарайтесь запомнить главное:

 Чем активнее общение вашего ребенка с музыкой,  тем более музыкальным он становится,  чем более музыкальным становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.