Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Кейс-методы ТРИЗ

Дата: 14 февраля 2023 в 12:02, Обновлено 2 марта 2023 в 09:25

Кейс-методы ТРИЗ

https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/1860789/pub_5e8746807efe4909b78437c8_5e8747c1ddc8e520673db23b/scale_1200

Как стать востребованным и высокопрофессиональным педагогом?

Мы рекомендуем решить данную проблему с помощью ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-технологии.

Для погружения в данную тему, Вы можете об этом

услышать, посмотреть, прочитать.

Выбор за вами!

ЧИТАЮ

«Методы и приёмы ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-технологии»

Мозговой штурм

Метод мозгового штурма является одним из наиболее часто применяемых в условиях реального бизнеса методов, когда нужно решить какую-то задачу, которую нельзя решить по готовому шаблону.

Суть метода в том, что участники мозгового штурма должны выдвигать как можно больше идей, даже самых, на первый взгляд, безумных, а критиковать чьи-либо идеи запрещено.

Затем, когда «копилка» идей будет полна, из всего многообразия отбираются наиболее жизнеспособные, которые затем обрабатываются и обретают свой алгоритм воплощения в жизнь.

Как правило, ТРИЗ-задачи для детей решаются именно методом мозгового штурма с участием всей группы в детском саду или всего класса в школе. Предварительно детям озвучивают правила (предлагать, не критиковать, помогать), а в качестве модератора выступает учитель или воспитатель.

Морфологический анализ

Суть метода в том, чтобы попытаться скомбинировать разные характеристики предмета при создании некоего нового объекта. Этот метод часто используется, когда детям предлагается изобрести новую игру.

Для наглядности рисуют две оси с предметами, и в местах «пересечения» предметов становится ясно, как этот предмет использовать новым способом. Например, вдоль оси «икс» рисуют разные игровые приспособления: мяч, мишень, баскетбольное кольцо, теннисную ракетку и прочие. Соответственно, вдоль оси «игрек» изображают части тела, которые могут быть задействованы в игре.

Тогда дети вполне могут придумать игру, в ходе которой нужно пинать ногой мяч и попадать им в мишень, или подбрасывать ракеткой теннисный мяч так, чтобы он пролетел через баскетбольное кольцо. Как вы понимаете, такие игры полезны не только для творческого воображения, но и для разностороннего физического развития.

Метод фокальных объектов

Данный метод в какой-то степени «обратный» от метода морфологического анализа. Тут нужно «соединить несоединимое» и получить нечто новое и необычное. Например, «скрестив» слона и бабочку, можно получить летающего слона, а при «скрещивании» птицы и барана можно получить птицу с рогами.

Так, метод фокальных объектов идеален, когда нужно выдумать несуществующих персонажей, допустим, для придуманной детьми сказки. В принципе, именно так и придумываются сказочные персонажи. Например, «Человек-амфибия» получил жабры от акулы, а «Русалка», по сути, является гибридом женщины и рыбы. Причем маленькие дети часто спрашивают, что получится, если сварить русалку: мясной бульон или уха?

Волшебная дорожка

Про сказки в ТРИЗ стоит сказать подробнее. В основу написания сказок по ТРИЗ положены выводы российского фольклориста и филолога Владимира Проппа (1895-1970). В своей книге «Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки» он подробным образом разбирает закономерности написания сказок.

И дети осваивают типовую структуру сказки по схеме «волшебной дорожки»: некто отправляется в путь, что-то запрещает тем, кто остается, запрет нарушается, и далее следуют приключения, из которых с разной ступенью успешности будут выпутываться герои сказки.

Детей дошкольного возраста лучше ориентировать на Happy End и достижение результата. Так их психика будет здоровее. Да и сказки ТРИЗ для детей 6-7 лет и старше тоже лучше делать добрыми. Не зря говорят, что мы все могли бы быть чуточку счастливее, если бы не читали в школе про глухонемого мужчину, собственноручно утопившего единственное дорогое и близкое ему существо. Если кто не понял, это мы про рассказ Ивана Тургенева «Му-му» и его главного героя глухонемого Герасима.

Волшебный треугольник

Если по методу «Волшебной дорожки» сказку могут составить даже трехлетние дети, то составление сказки по ТРИЗ для детей 6 лет и старше уже посложнее. В этом может помочь, в частности, игра «Волшебный треугольник» (вепольный анализ), когда от детей требуется не просто показать некий «Путь Героя», а рассказать историю, где будет борьба добра со злом.

Причем ребят просят задуматься и над таким моментом как мотивация поступков героев придуманной ими сказки, которая ведет их к цели, а не просто дать описание действий и приключений.

Метод Джанни Родари

А еще можно сочинить сказку, имея на старте… всего два слова! Это убедительно доказал известный итальянский сказочник Джанни Родари (1920-1980), когда 1937-1938 учебном году преподавал итальянский язык в школе для детей немецких мигрантов.

Суть в следующем: два ученика с разных сторон доски писали по одному любому слову, но не подглядывая, что пишет товарищ. А потом всем классом сочиняли сказку, взяв за основу эти два слова. Что из этого получалось, можно узнать из книги «Грамматика фантазии».

Самые внимательные читатели заметили, что речь идет про 1937/38 учебный год, тогда как ТРИЗ появился лишь в послевоенные годы. Однако этот метод полностью соответствует принципам ТРИЗ и в нем есть что-то от мозгового штурма, когда все могут выдвигать свои предложения, как могут развиваться события с участием, к примеру, двух заданных предметов.

Собственно, таким способом можно придумать не только сказку, а практически что угодно. Не зря же стало расхожим выражение «расскажи в двух словах». Это мы поговорили об основных методиках ТРИЗ в работе с детьми. И заметим, что в рамках одного занятия может использоваться сразу несколько методик.

А.В. Корзун «Веселая дидактика». Пособие для педагогов дошкольных учреждений

https://vk.com/doc6711949_276359039?hash=13vgzhlTp0t9G1wiAi3TDt3vZFRByztJPvDBrRScoWz

СЛУШАЮ

ТРИЗ Г.С.Альтшуллера

https://mp3fitz.com/music/триз+г+с+альтшуллера/

СМОТРЮ

Технология ТРИЗ в детском саду, её методы и приемы.

https://yandex.by/video/preview/8640942030587706928

Вебинар "Использование ТРИЗ-технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

https://yandex.by/video/preview/1690589965219481160

Технология ТРИЗ

https://yandex.by/video/preview/10495826093267895375

ТРИЗ - Системный оператор

https://dzen.ru/video/watch/5ea92f87dbc53c4c8958b56e?f=d2d

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.