Консультация для родителей
«Красивая речь- это возможно»
Если ребёнок в 1 год не говорит простых слов (мама, папа, на) или же к 2м годам у него только начали появляться отдельные простые слова, но в речи нет предложений из 2х-3х слов (например, «Мама, дай би-би», «Ляля бай-бай») и понять постороннему человеку вашего ребёнка очень трудно или невозможно, то следует незамедлительно обратиться к логопеду.
Зачастую родители чаще всего не считают, что есть повод для беспокойства, ссылаясь на других детей, которые заговорили тогда, когда пошли в детский сад, которые молчали-молчали, а теперь их речь «не остановить». В большинстве родители просто ждут, когда ребёнок заговорит, особенно если это мальчик. Считают, что речь появиться с возрастом: не в 2 года так в 3,4…Но это не правильно! Ждать нельзя! Конечно, у многих детей речевое развитие несколько запаздывает и к 3-4 годам входит в возрастную норму, но для какой-то части детей время ожидания является упущенным для получения своевременной помощи по решению речевой проблемы, Тем более, что для устранения задержки речевого развития ( отсутствие речи , свойственной для ребёнка 1-3лет), как правило, требуется не день и даже не месяц.
Уважаемые мамы и папы!
Обратите внимание на речь своего малыша! Понаблюдайте за вашим ребёнком. Вас должно насторожить, если ребёнок:
В 2,5-3 года:
- очень вял, нехотя реагирует на окружающее;
- замкнут, не играет с другими детьми;
- часто проявляет беспокойство, раскачивает туловище из стороны в сторону;
- имеет сильное течение слюны;
- не понимает обращённой к нему речи, не слышит, когда его зовут из другой комнаты, всегда очень внимательно смотрит на губы говорящего;
- не выполняет простые словесные команды (пойди на кухню и принеси чашку и т.д.);
- или не кормит куклу из тарелки, а ставит куклу в тарелку и т.д.;
- говорит «ма» вместо «мама» или относит слово «мама» к другим лицам;
- говорит очень мало, пытается пользоваться не словами, а жестами, мимикой;
- вместо «зайчик» говорит «за», «иди»-«ди», «смотри»-«апи»;
- употребляет слова-фрагменты, т.е. такие, в которых сохранены только части слова («ако»-молоко);
- гнусавит, голос звучит с сиплым носовым оттенком;
- захлёбывается словами и задыхается при говорении;
- заикается.
В 4 года:
- речевое развитие ребёнка осталось на уровне 3х-летки (даже 2х-летки), когда используются слова так называемой «автономной речи»: ля-ля, би-би-ка, ко-ко;
- ребёнок не может объяснить словами, что с ним случилось, что он хочет;
- ребёнок не задаёт вопросов;
- ребёнок не понимает обращённой к нему речи, отказывается и не хочет слушать чтение текстов для малышей его возраста;
- ребёнок не любит общаться со сверстниками;
- ребёнок не сопровождает свои действия речью, не комментирует своих рисунков.
В 5 лет:
- речевое развитие ребёнка осталось на уровне 4х-летки;
- ребёнок невнимателен к речи окружающих, неверно понимает смысл слов, фраз;
- не исчезло смягчённое произношение согласных, замена и пропуск букв,
- затрудняется даже с помощью картинок пересказать знакомую сказку, рассказ;
- не может запомнить и прочитать наизусть короткое стихотворение, потешку.
В 6 лет:
- речь невыразительна, звукопроизношение на уровне 4-5 лет;
- проглатывает окончания, допускает аграмматизмы, характерные для детей более младшего возраста;
- не может самостоятельно пересказать знакомую сказку или рассказ;
- не может рассказать связно, что он видит на картинке, только перечисляет изображённые объекты, затрудняясь в выборе слов;
- не может составить рассказ по серии сюжетных картинок или описать какое-либо событие из своей жизни;
- некритичен к своей речи.
Всё это - серьёзный повод немедленно обратиться за консультацией к специалисту - логопеду поликлиники или учителю-дефектологу речевой группы детского сада Консультацию подготовила учитель-дефектолог Чепикова И.К.