«Развитие мелкой моторики у детей»
В последнее время наблюдается рост детей с недостаточно развитой общей моторикой и слабо развитой мелкой моторикой руки, общей неготовностью отдельных детей к письму при поступлении в школу, с проблемами речевого развития. В чем же причина такого положения?
Выявляется следующая закономерность: если у ребенка есть нарушения речи, то существуют и проблемы с моторикой. Учеными доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости тонких движений пальцев рук. Это связано с тем, что в головном мозге человека есть зоны, отвечающие за речевые навыки, а также за мышление, внимания, зрительную и двигательную память. Отсюда следует, что стимулируя мелкую моторику руки, мы активизируем тем самым соответствующие отделы мозга, отвечающие за речь и интеллект в целом!
Уважаемые родители!
Если Вы уделяете должное внимание различным заданиям, упражнениям, играм на развитие мелкой моторики руки и на развитие координации движений руки вашего ребенка, то решаете сразу четыре задачи:
1. Косвенным образом влияете на общее интеллектуальное развитие ребенка.
2. Готовите ребенка к овладению навыками письма, а это в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
3. Помогаете овладеть навыками самообслуживания.
4. Совершенствуете навыки изодеятельности.
Очень важно как можно раньше выявить и устранить нарушения мелкой моторики, чтобы в школе ребенок не испытывал трудностей ни в обучении, ни в общении. Чем раньше эта работа будет осуществляться с детьми, тем эффективнее будут результаты.
Для этого в работе с дошкольниками важно широко использовать различные виды деятельности, направленные на тренировку тонких движений пальцев рук. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, развивают пальчики, повышают работоспособность, дают мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности.
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки ребенка к школе, в частности, к письму. В процессе регулярного использования специальных упражнений у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки, совершенствуется зрительно-двигательная координация, улучшается ориентировка на листе бумаги, развивается зрительная память, речь.
Ниже приведены 15 игр, упражнений, заданий на развитие мелкой моторики руки, которые вы можете использовать, занимаясь с детьми:
1. Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук.
Например, в банку с крупой опускают мелкую игрушку, и ребенок старается на ощупь ее отыскать и определить «что это?».
Например, опознание предметов, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой («Чудесный мешочек»).
2. Самомассаж ладоней и пальцев рук.
Например, игры с грецким орехом: ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает: «Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех».
Всевозможные другие пальчиковые игры со стихами.
3. Игры со шнурами, веревочками, нитями (плетение пальчиками косичек, узлов, «узоров-путаниц» и др.).
4. Игры с резиновыми игрушками «Сильные ладошки»: ребенок сжимает резиновую игрушку – она издает звуки (например, резиновый ежик), использование мягкого эспандера для рук.
5. Работа с бумагой: складывание, вырезание, создание оригами, выполнение аппликации и др.
6. Лепка из пластилина, глины, соленого теста предметов, сюжетов, фигур, букв, цифр и др.
7. Игры с мозаикой, забавы с бусинками, пуговицами (выкладывание из них дорожки, выкладывание фигур, предметов, цифр, букв).
8. Игры с сюрпризными моментами: игры-шнуровки, закручивание/откручивание крышек и пробок, закрывание /открывание замков.
9. Нанизывание на веревочку - бусин, пуговиц, даже макаронин.
10. Рисование (индивидуальный, совместный рисунок):
- закрашивание и раскрашивание(при этом штрихи должны плотно прилегать друг к другу и не выходить за границы рисунка, а сам рисунок должен содержать множество мелких деталей);
- штриховка фигур, обведение по контуру;
- рисование нетрадиционными способами: ладошками, пальчиками;
- рисование с помощью трафаретов,
- рисование пальчиками на подносе по крупе, по стеклу; ватой или воском с использованием разного вида красок (в том числе самодельных (состав: гуашь, вода, чуть клея, чуть муки ).
11. Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками (ребенок собирает спички или счетные палочки одними и теми же пальцами обеих рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д., либо выкладывает из них различные узоры).
12. Работа с природным материалом (используются шишки, желуди, листья и т.п.); украшение поделок с помощью круп и природного материала.
13. Пальчиковый театр и игры с мелкими предметами (пальчиковые игрушки бибабо, киндер-игрушками, бусинками, бисером, пробками).
14. Игры с различного вида конструкторами.
15. Задания и упражнения на развитие графической моторики на бумаге:
- «Фигурные линии» (ребенка просят провести с использованием карандаша (фломастера) фигурную дорожку, соединив линию штриховки или провести линию посередине фигурной дорожки, если она двойная);
- Рисование по точкам, по контурам, по клеткам, по фигурным линейкам и т.д.
- Работа в тетрадях, в занимательных прописях для дошкольников.
- Выполнение графических упражнений, диктантов («поставь точку, от нее вверх проведи линию на две клетки, теперь влево на одну и т.д.»)
Уважаемые родители!
Выбирайте игры и задания, подходящие по возрасту и развитию именно вашему ребенку, не допускайте его переутомления.
В ходе игры старайтесь больше разговаривать с малышом, ведите диалог, разыгрывайте сценки; сочиняйте сказки и истории.
Старайтесь попробовать в течение определенного времени как можно больше различных игр на развитие мелкой моторики, но помните, что нельзя занимайтесь всем сразу.
Не ограничивайте детей в проявлении инициативы и фантазии.
Пальчиковые игры и задания должны приносить ребенку радость!
Помните: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новым видом деятельности, новой информацией, нужно превратить обучение в игру; не забывайте поддерживать и хвалить ребенка за каждый успех!
Работа по развитию мелкой моторики руки должна проводиться регулярно, как в совместной деятельности взрослого (родителей) с ребенком, так и ребенком самостоятельно.