Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Игры на развитие слухо-зрительного восприятия, как начальный этап формирования слоговой структуры слова

Дата: 7 июня 2022 в 16:31, Обновлено 6 октября 2022 в 12:53

Формирование у детей правильной, лексически богатой четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе – одна из важных задач в системе работы по обучению ребенка родному языку в детском саду и семье. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, четко, выразительно. Практика работы показывает, что для родителей часто на первый план выдвигается правильное звукопроизношение ребенка и недооценивается значение формирования слоговой структуры слова,  а также грамматических категорий языка.

Нарушение слоговой структуры слова обычно выявляется у детей с общим недоразвитием речи. Трудности  в воспроизведении слогового состава слова проявляются следующим образом:

  • нарушением количества слогов (сокращение слога, опускание гласной, увеличение количества слогов за счет вставки гласных);
  • нарушение последовательности слогов в слове (перестановка слогов в слове, перестановка звуков соседних слогов);
  • искажение структуры отдельного слога (сокращение стечений согласных, вставки согласных в слог);
  • уподобление слогов;
  • циклическое повторение;
  • замена предшествующих звуков последующему;
  • смешение элементов слова .

Работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.

Работа строится в два этапа:

1. Подготовительный этап (подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов языка);

2. Коррекционный этап (коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка).

На подготовительном этапе проводится следующая работа

Упражнение «Повтори так же»

Цель:  формировать умение  воспроизводить заданный ритм

Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон.

Ход упражнения: Взрослый задает ритм с одним из предметов, ребенок должен повторить также.

Упражнение «Сосчитай правильно»

Цель: формировать умение считать звуки

Материалы: детские музыкальные и шумовые инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками.

Ход упражнения:

Вариант 1:  Ребенок хлопает в ладоши (стучит в бубен) столько раз, сколько точек выпало на кубике.

Вариант 2:  Взрослый воспроизводит звуки,   ребенок считает их и поднимает карточки с соответствующей цифрой.

Упражнение «Выбери схему»

Цель: Формировать умение соотносить ритмический рисунок с его схемой на карточке.

Материал: карточки со схемами ритмических рисунков.

Ход упражнения:

Вариант: Взрослый задает ритмический рисунок, ребенок выбирает соответствующую схему на карточке.

Вариант 2: Ребенок воспроизводит ритмический рисунок по заданной схеме.

Упражнение «Длинное-короткое»

Цель:  формировать умение  различать длинные и короткие по звучанию слова.

Материал: фишки, длинные и короткие полоски бумаги, картинки.

Ход упражнения:

Вариант 1: взрослый произносит слова, ребенок кладет фишку на длинную или короткую полоску.

Вариант 2: ребенок называет слова на картинках и выкладывает их на 2 группы к длинной полоске и к короткой.

На коррекционном этапе проводится следующая работа:

Упражнения на уровне звуков:

Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике.

Произнести звук О столько раз, сколько раз взрослый хлопнет в ладошки.

Узнавание по беззвучной артикуляции звука и произношение его с голосом.

Определение ударного гласного в слове.

Упражнения на уровне слогов:

Произношение цепочки слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку (построение башенки из кубиков, перекладывание камешков, бусинок).

Упражнение «Какое слово отличается»

Цель: различать слова  с разной ритмической структуры

Материал: картинки

Ход упражнения: Взрослый называет серию слов, дети определяют лишнее слово (использовать картинки, если ребенок затрудняется)

Слова: бак, рак, мак, ветка, вагон, батон, самолет.

Упражнение «Назови одинаковый слог»

Цель: закреплять умение сравнивать слоговую структуру слов

Материал: картинки

Ход упражнения: ребенок должен найти одинаковый слог в предложенный словах (самолет, молоко, прямо, мороженое).

Игра «Конец слова за тобой»

Цель: синтезировать слова из слогов

Материал: мяч

Ход игры: взрослый начинает слово и бросает мяч ребенку, он добавляет одинаковый слог ША: ка…, ва…, Да…, Ма…., Ми….

Упражнение «Назови ласково»

Цель: формировать умение произносить слова определенной слоговой структуры при образовании имен существительных

Материал: мяч

Ход упражнения: взрослый, бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч, называет его ласково «бант-бантик, бинт-бинтик, куст-кустик».

Упражнения на уровне слова

Игра «Сосчитай, не ошибись»

Цель: формировать умение делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие

Материал: пирамидка, кубики, камешки

Ход игры: ребенок произносит заданные взрослым слова и выкладывает камешки (кольца пирамидки, кубики). Сравнить слова: где камешков больше, то слово и длиннее.

Игра «Назови правильно слово»

Цель: формировать умение различать правильно звучащие слова

Материал: картинки

Ход игры: взрослый произносит слова неправильно, ребенок называет слова правильно (если трудно выполнить задание, в помощь даются картинки).

Упражнение «Что изменилось»

Цель: различать разную слоговую структуру слова

Ход упражнения: ребенок объясняет различия между словами

Слова: кот, кошка, котенок; дом, домик, домище

Данные упражнения формируют у детей речевые навыки и в дальнейшем являются профилактикой причин возникновения дисграфии и дислексии у школьников.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.