Формирование у детей правильной, лексически богатой четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе – одна из важных задач в системе работы по обучению ребенка родному языку в детском саду и семье. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, четко, выразительно. Практика работы показывает, что для родителей часто на первый план выдвигается правильное звукопроизношение ребенка и недооценивается значение формирования слоговой структуры слова, а также грамматических категорий языка.
Нарушение слоговой структуры слова обычно выявляется у детей с общим недоразвитием речи. Трудности в воспроизведении слогового состава слова проявляются следующим образом:
- нарушением количества слогов (сокращение слога, опускание гласной, увеличение количества слогов за счет вставки гласных);
- нарушение последовательности слогов в слове (перестановка слогов в слове, перестановка звуков соседних слогов);
- искажение структуры отдельного слога (сокращение стечений согласных, вставки согласных в слог);
- уподобление слогов;
- циклическое повторение;
- замена предшествующих звуков последующему;
- смешение элементов слова .
Работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.
Работа строится в два этапа:
1. Подготовительный этап (подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов языка);
2. Коррекционный этап (коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка).
На подготовительном этапе проводится следующая работа
Упражнение «Повтори так же»
Цель: формировать умение воспроизводить заданный ритм
Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон.
Ход упражнения: Взрослый задает ритм с одним из предметов, ребенок должен повторить также.
Упражнение «Сосчитай правильно»
Цель: формировать умение считать звуки
Материалы: детские музыкальные и шумовые инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками.
Ход упражнения:
Вариант 1: Ребенок хлопает в ладоши (стучит в бубен) столько раз, сколько точек выпало на кубике.
Вариант 2: Взрослый воспроизводит звуки, ребенок считает их и поднимает карточки с соответствующей цифрой.
Упражнение «Выбери схему»
Цель: Формировать умение соотносить ритмический рисунок с его схемой на карточке.
Материал: карточки со схемами ритмических рисунков.
Ход упражнения:
Вариант: Взрослый задает ритмический рисунок, ребенок выбирает соответствующую схему на карточке.
Вариант 2: Ребенок воспроизводит ритмический рисунок по заданной схеме.
Упражнение «Длинное-короткое»
Цель: формировать умение различать длинные и короткие по звучанию слова.
Материал: фишки, длинные и короткие полоски бумаги, картинки.
Ход упражнения:
Вариант 1: взрослый произносит слова, ребенок кладет фишку на длинную или короткую полоску.
Вариант 2: ребенок называет слова на картинках и выкладывает их на 2 группы к длинной полоске и к короткой.
На коррекционном этапе проводится следующая работа:
Упражнения на уровне звуков:
Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике.
Произнести звук О столько раз, сколько раз взрослый хлопнет в ладошки.
Узнавание по беззвучной артикуляции звука и произношение его с голосом.
Определение ударного гласного в слове.
Упражнения на уровне слогов:
Произношение цепочки слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку (построение башенки из кубиков, перекладывание камешков, бусинок).
Упражнение «Какое слово отличается»
Цель: различать слова с разной ритмической структуры
Материал: картинки
Ход упражнения: Взрослый называет серию слов, дети определяют лишнее слово (использовать картинки, если ребенок затрудняется)
Слова: бак, рак, мак, ветка, вагон, батон, самолет.
Упражнение «Назови одинаковый слог»
Цель: закреплять умение сравнивать слоговую структуру слов
Материал: картинки
Ход упражнения: ребенок должен найти одинаковый слог в предложенный словах (самолет, молоко, прямо, мороженое).
Игра «Конец слова за тобой»
Цель: синтезировать слова из слогов
Материал: мяч
Ход игры: взрослый начинает слово и бросает мяч ребенку, он добавляет одинаковый слог ША: ка…, ва…, Да…, Ма…., Ми….
Упражнение «Назови ласково»
Цель: формировать умение произносить слова определенной слоговой структуры при образовании имен существительных
Материал: мяч
Ход упражнения: взрослый, бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч, называет его ласково «бант-бантик, бинт-бинтик, куст-кустик».
Упражнения на уровне слова
Игра «Сосчитай, не ошибись»
Цель: формировать умение делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие
Материал: пирамидка, кубики, камешки
Ход игры: ребенок произносит заданные взрослым слова и выкладывает камешки (кольца пирамидки, кубики). Сравнить слова: где камешков больше, то слово и длиннее.
Игра «Назови правильно слово»
Цель: формировать умение различать правильно звучащие слова
Материал: картинки
Ход игры: взрослый произносит слова неправильно, ребенок называет слова правильно (если трудно выполнить задание, в помощь даются картинки).
Упражнение «Что изменилось»
Цель: различать разную слоговую структуру слова
Ход упражнения: ребенок объясняет различия между словами
Слова: кот, кошка, котенок; дом, домик, домище
Данные упражнения формируют у детей речевые навыки и в дальнейшем являются профилактикой причин возникновения дисграфии и дислексии у школьников.