Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Адаптация детей к условиям учреждения дошкольного образования

Дата: 7 июня 2022 в 16:38

Адаптация детей к условиям учреждения дошкольного образования

Адаптация — это приспособление организма к новой обста­новке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще не известным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуаль­ных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Другими словами, каждый ребенок привыкает по-своему. Однако существуют некоторые закономерности, про которые необходимо помнить педагогам и родителям.

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три стадии адаптационного процесса:

Острая фаза — сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, более частым респираторным заболеваниям, на­рушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии. Фаза длится, в среднем, один месяц.

Подострая фаза — характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами. Фаза длится 2—3 месяца.

Фаза компенсации — характеризуется убыстрением темпа развития, и дети преодолевают указанную выше задержку в разви­тии через 3—4 месяца.

Наиболее актуальной психологическая помощь необходима участникам адаптационного процесса на острой фазе адаптации. Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адапта­ционного периода:

легкая адаптация — ребенок вливается в новый коллектив безболезненно (это происходит приблизительно в течение месяца), включается в игры, доброжелателен, мало капризничает при ут­реннем приеме в детский сад, поведение нормализуется в течение 10—15 дней, ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения занятий;

адаптация средней тяжести — ребенок более-менее терпимо переносит походы в детский сад, может периодически «всплакнуть» в группе, но впоследствии отвлекается. Чаще всего в это время заболеваний не избежать. Состояние ребенка нормализуется в течение месяца, он на короткое время теряет в весе, может наступить однократное заболевание длительностью 5—7 дней, есть признаки психического стресса;

тяжелая адаптация — в этот период у ребенка наблюдаются ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от еды, нарушение сна и мочеиспускания, резкие перепады настроения, частые срывы и капризы. Кроме того, малыш очень часто болеет (в данном случае болезнь нередко связана с нежеланием ребенка находиться в детском саду). Теряет уже полученные навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организ­ма. Такие дети в коллективе чувствуют себя неуверенно, практически ни с кем не играют. Длится этот период от двух до шести месяцев.

Особенно тяжело переживают процесс адаптации к детскому саду или яслям единственные в семье дети, чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию неуверенные в себе, впечатлительные, эмоциональные. Затрудняет процесс адаптации и такая возрастная особенность детей двух-трех лет, как отсутствие потребности общения со сверстниками. Взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжела­тельном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же. Исчезновение родите­ля, который удовлетворял все потребности ребенка, вызывает у пего бурный протест. Этот период сопровождается эмоциональной напряженностью, беспокойством или заторможенностью. Ребенок много плачет, стремится к эмоциональному контакту со взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от него, сторонится сверстников. Болезненно, бурно протекает разлука и встреча с родными: ребенок не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите: малыш отказывается от еды, она может вызывать у него тошноту, в часы отдыха ре­бенок плачет. Снижается активность малыша и по отношению к предметному миру. Падает уровень речевой активности, сокраща­ется словарный запас, новые слова усваиваются с трудом. Дети двух-трех лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в поведе­нии в полной мере в яслях. Эти страхи — еще одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма. Мальчики трех-пяти лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней. Адаптация протекает легче у эмоционально неразвитых детей, у детей с плохо сформированной привязанностью к матери.

У детей, поступающих в дошкольное учреждение, достаточно часто совпадает период переживания кризиса трех лет с адаптацией к дошкольному учреждению. Поэтому важно определить, какую роль играет совпадение данных событий в жизни ребенка и как они влияют на его личностное и эмоциональное развитие.

В адаптационных мероприятиях участвуют все вновь посту­пившие воспитанники, при этом особое внимание уделяется детям с симптомами тяжелой адаптации. В дошкольных учреждениях сложилась система работы по психолого-педагогическому сопро­вождению вновь прибывших воспитанников.

С целью развития воспитательских способностей родителей, содействия безболез­ненной адаптации детей в учреждении дошкольного образования создаются «Материнские школы». Функционирование данной организацион­ной формы предполагает создание групп совместного пребывания родителей и детей, предшествующих поступлению ребенка в до­школьное учреждение. Присутствие в группе близкого человека, хотя бы и временное, дает ребенку возможность спокойно сориен­тироваться в новых условиях. Поддержка, теплота, уверенность в том, что мама рядом (играет с детьми или просто рассматривает с ними игрушки), помогает освоиться в новой обстановке, устано­вить отношения с воспитателями, со сверстниками. Родители имеют возможность находиться в группе вместе с ребенком, на­блюдать за вхождением его в мир сверстников и взрослых, совер­шенствовать родительские навыки. Кроме того, во время пребыва­ния в детском саду родители имеют возможность получить целе­направленную, систематическую и компетентную помощь специа­листов, в т. ч. педагога-психолога.

Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, учет особенностей воспита­ния ребенка в семье в процессе адаптации к детскому саду.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.