Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Дата: 14 ноября 2019 в 20:47, Обновлено 15 ноября 2019 в 12:04
197 просмотров

Подготовила учитель-дефектолог
Чепикова И. К.
  Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а так же на его деятельности в различных ее формах. Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте (чтению и письму), так как письменная речь формируется на основе устной. К сожалению, многие речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс обучения, т.к. именно они являются причинами дисграфии и дислексии.
   Родители, сталкиваясь с трудностями, возникающими при обучении их ребенка, естественно, расстраиваются, задают многочисленные вопросы: почему ребенок безграмотно пишет; пропускает буквы при письме и теряет целые слоги при чтении, не может применять на практике хорошо выученные правила правописания и т.д. Из опыта работы мы знаем, что взаимодействие детского сада и семьи - необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, т.к. наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги (воспитатели, логопеды) и родители действуют согласованно. Однако подобное согласованное взаимодействие не возникает сразу. Ему предшествует целенаправленная работа педагогов, в процессе которой родители эпизодически включаются в жизнь группы; приобщаются к проблемам своих детей (в разных формах и на разном содержании).
  Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Уже на этом этапе родителей стараются убедить в том, что именно их роль в речевом развитии ребенка значима; что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.
   Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка родителям необходимо учесть следующие моменты:
 1.Следует реально оценить состояние здоровья ребенка. В последние годы резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает именно речь
 2.Если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо бояться обращаться за консультацией к специалистам. В нашей стране обследование ребенка логопедом проводится в основном тогда, когда ему исполняется 5 лет, а то и непосредственно перед самой школой. Этому есть свое объяснение. Известно, что становление речи завершается примерно к 5-6 годам. Получается, что, пока происходит развитие речи, практически никто не вмешивается в этот процесс, не бьет тревогу. Когда же речь устоялась (вместе с дефектами), специалисты принимаются за дело. Это нельзя признать правильным, особенно если учитывать состояние здоровья современных детей. Многие исследователи в разные годы неоднократно подчеркивали: не надо ждать, когда закончится процесс развития речи ребенка, необходимо оказывать ему разностороннюю помощь до завершения этого процесса, способствуя таким образом предупреждению возможных расстройств речи (возрастных и некоторых патологических)
  3.Нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте, т.к. развитие речи - сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью.
  4.Необходимо весьма осторожно относиться к раннему введению иностранных языков в жизнь ребенка. Если у него проблемы с родным языком или речь находиться на стадии формирования, то не стоит усугублять его проблемы приобщением к другой языковой системе. Почему? Практически все языки по некоторым своим характеристикам вступают в противоречие друг с другом. Прежде всего это касается их фонетической(звуковой) стороны: любой язык имеет в своем арсенале звуки, которые характерны только для него, а обучение иностранному языку подразумевает постановку правильного звукопроизношения. Вот тут и начинаются трудности. Так, в английском языке есть межзубные звуки, которых нет в русском языке. Более того, межзубное произношение звуков русского языка (шипящих и свистящих) считается речевым дефектом (межзубный сигматизм), требующий серьезной работы по его исправлению.
  Методика по развитию речи: - учитывает состояние речевого развития детей на современном этапе; - ориентируется в первую очередь на индивидуальные особенности развития речи ребенка, а не только на возрастные; - активно использует педагогические технологии, которые позволяют эффективно развивать речь детей и предупреждать речевые отклонения; - охватывает все стороны речи: произношение, словарь, грамматический строй и связную речь; - рассматривает обучение грамоте не как самостоятельную методику, а как часть системы по развитию речи ребенка, являющуюся естественным ее продолжением; - тесно взаимосвязана с другими видами жизнедеятельности ребенка; - опирается на помощь родителей в вопросах развития речи детей.   
  Ежегодно в начале учебного года педагоги проводят обследование состояния речи каждого ребенка группы по следующим разделам: произносительная сторона (звукопроизношение и речевой слух), словарь, грамматический строй речи, связная речь. Обследуется также развитие мелкой моторики рук, с которой теснейшим образом связано нормальное речевое развитие ребенка. Обследование речи – трудоемкий процесс, на который уходит две-три недели. От его результатов зависит планирование работы педагогов и родителей по развитию речи детей: анализ материалов обследования дает четкую и ясную картину речевого развития каждого ребенка. Результаты обследования доводятся до сведения каждого родителя. Это происходит только в индивидуальной беседе.
 Главная цель этого этапа работы – заручиться поддержкой родителей для последующего взаимодействия в вопросах речевого развития. В беседе педагоги отмечают сильные и слабые стороны речи ребенка, намечают пути оказания помощи. Объем работы по развитию речи в каждом конкретном случае разный. Это зависит от многих причин: от уровня речевого развития ребенка; от сложности речевых недостатков; от желания родителей участвовать в мероприятиях по развитию речи своего ребенка. Воспитатели объясняют родителям, что их участие в речевом развитии ребенка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком – это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устраняются от этой работы, то нарушиться целостность педагогического процесса. В результате пострадает их ребенок. Для того, чтобы узнать насколько информированы родители о методах работы в детском саду, лучше всего провести анкетирование или беседу.  Для заинтересованных родителей проводим “Игротеку”.
  Цель данного мероприятия – закрепление полученных детьми умений, представлений на игровом материале. На “Игротеку” приглашаются все желающие члены семей воспитанников группы. Они могут проконсультироваться у учителя-дефектолога или воспитателя; познакомиться с различными речевыми дидактическими играми, поиграть в них со своим ребенком.
 Домашнее задание в тетради дает родителям практические рекомендации: - по формированию различных речевых навыков, например, артикуляции (какие артикуляционные упражнения следует разучить; как вводить и разучивать их);
- по формированию фонематического слуха;
 - задания на мышление, память, внимание.
  Мы рекомендуем родителям играть с детьми на кухне, учитывая их загруженность. Например, предлагаем игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук. «Помогаю маме». Предложите малышу перебрать горох, рис, гречку, или пшено. Тем самым он окажет вам посильную помощь и потренирует свои пальчики. «Волшебные палочки». Дайте малышу счетные палочки, пусть он выкладывает их них простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. На кухне можно проводить игры на обогащение словаря ребенка. ”Давай искать на кухне слова”. Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? “Угощаю”,“Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга”. Ребенок называет вкусное слово и “кладет” Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не “съедите”. Можно играть в “сладкие”, “кислые”, “соленые”, “горькие” слова. Можно играть с целью развития грамматического строя речи. “Приготовим сок”. Из яблок……(яблочный)……Справились? Теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т.д.
  Игровые упражнения на развитие мелкой моторики.
 - Пока вы заняты пришиванием пуговиц, ребенок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры.
- Попробуйте вместе с ребенком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать (с Вашей помощью), а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без вашей помощи).
- Очень красивые картинки получаются из кнопок, особенно из цветных. В детском саду педагоги не могут дать детям кнопки (в целях безопасности). Но дома Вы можете проконтролировать своего ребенка. Кнопки втыкать в плотный поролон.
Можно играть по дороге из детского сада (в ДУ). - «Я заметил», «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем – какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая». Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди. «Волшебные очки». «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос.» «В свободную минутку».
 Игровое упражнение на слоговую структуру слов. «Перепутаница», «Жили – были слова». Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги) и др.
 Игра на обогащение словаря ребенка. «Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает её. Например: ворона каркает, а воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц … (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади … (жеребенок) и т.п.
Игра на развитие грамматического строя речи. «Упрямые слова». Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто». Задавайте вопросы ребенку и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях-ответах. Подвижные игры. «Игры с мячом». «Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его тогда, когда в слове услышишь звук “ж”. Если в слове нет звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ежик, жук, книга...» «Лягушка»
Выделение звука из ряда гласных: а, о, у, и, э, е, ю, я, ы. «Будешь прыгать как лягушка, если услышишь «а», на другие звуки опускаешь низко руки». По аналогии проводится игра на другие гласные звуки. Позже можно проводить игру на согласные звуки.
Традиционные игры. По рекомендации педагогов родители вводят в жизнь семьи традиционную игру «Я дарю тебе словечко». Цель: расширить словарь ребенка; объяснить лексическое значение слов. Один раз в неделю, например, в выходной день родители «дарят» ребенку новое для него слово: не просто называют его, но и обязательно объясняют его значение. Слова самые разные: «весенние» (капель, проталина, наст …), «сладкие» (мармелад, шербет, джем …), «тяжелые» (гиря, штанга …), «легкие» (пух, снежинка, облако, перышко) и др.
Традиция «Я дарю тебе словечко» продолжается в детском саду. Каждый понедельник дети «приносят» в группу подаренные дома слова и знакомят с ними в течении всего дня своих друзей. Воспитатели на маленьких листочках бумаги записывают каждое слово, а на обратной стороне – имя и фамилию того, кто его принес. Все бумажки складываются в коробочку, которую по желанию детей называют либо копилкой, либо коллекцией слов. Периодически педагоги достают копилку и проводят разнообразные игры. Например, бумажки со словами высыпаются в шляпу. Дети по очереди достают листочки, учитель-дефектолог зачитывает слово, достающий должен объяснить его значение. Если ребенок справился с заданием, он получает фишку. Выигрывает тот, кто собрал больше фишек. Можно организовать игру по-другому: учитель-дефектолог по очереди достает бумажки со словами и разъясняет их лексическое значение, не называя их. Ребенок, который правильно называет слово, получает фишку. Один раз в квартал можно в группе вывесить благодарственное письмо, в котором указываются те семьи, чьи дети принесли в копилку много интересных слов. Подобная форма поощрения является хорошим стимулом как для детей, так и для родителей. В детском саду проводится много праздников. Можно в них включать речевые задания, где будут соревноваться не только дети с детьми, но и близкие друг другу люди, например, мама и сын. Задание может быть таким: кто из членов семьи сумеет правильно повторить скороговорку 3 раза подряд. В этом случае не возникает обид.
 Педагоги наработали большой опыт взаимодействия с семьями своих воспитанников. Это делает работу учителей-дефектологов и воспитателей более эффективной.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.